ПРОВЕРЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРОВЕРЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

8-812-603-25-25 8-800-333-96-06 (звоните нам бесплатно) comm@lubavich.spb.ru с 9:00 до 18:00



Поляризация как повод к движению

Поляризация как повод к движению

18.06.2010

Поляризация как повод к движению

Уже прошло восемь месяцев, как кризис шагает по стране, и уже столько событий и явлений, что очень хочется писать историю этого кризиса.

Но для начала несколько очевидных пассажей на эту тему. Во-первых, видно, что данный кризис отличается от «собрата» десятилетней давности: он глубже и дольше, с одной стороны, но с другой стороны, он уже не первый в нашей капиталистической жизни – уже есть некоторый опыт. Опыт явно не достаточный: на западе кризис начался раньше и затронул систему в самые гланды, а наши предприниматели переживают его явно болезненней – «зажались» крепче любого коллеги из Европы или США. Видимо, еще не настолько привыкли к периодичности кризисных явлений, нет навыков психологической самозащиты.

Во-вторых, несмотря на неуверенные прогнозы власть придержащих, все ждут, что дела пойдут вверх в ближайшие месяцы. Надежда – наш компас земной. И рост цен на нефть, и приостановка девальвации рубля, и рост фондового рынка вроде дают пищу для оптимизма.

И как-то хочется отмахнуться от уже никак не случайного повального явления взаимных неплатежей, которое приводит к исчезновению оборотных средств. Хоть директора плохо спят по ночам, кошмарясь лавинообразным ростом «дебиторки» (а соответственно и долгов перед поставщиками), им хочется верить в приближающийся подъем спроса. И неприятно отмечать, но приходится констатировать, что полиграфический рынок не только упал в натуральных объемах, но дополнительно и в денежных, потому что много на рынке игроков, которые «сломали» его ценовым демпингом. И не смотрят глаза на отчеты Росстата показывающие, что промышленное производство в стране падает, а именно промышленность дает наибольшую работу рекламно-полиграфическим компаниям.

Но время неумолимо. И уже многие вышли из депрессии. И уже можно заметить, что к лету ситуация в моральном плане улучшилась. Такие пусть слабые, но знаковые сигналы с рынка поступают. Посредники-продавцы полиграфического оборудования отмечают рост спроса на мелкое и дешевое оборудование. Значит, в самых низах «полиграфической пирамиды» появился энтузиазм: стали появляться новые мелкие типографии, другие усиляют свой (пусть и не выдающийся) станочный парк.

Еще факт. При том, что тиражность упала в среднем в полтора раза, некоторые заказчики в мае уже стали повышать тиражи. Это те руководители, которые перешли от тактики «обороны» к тактике «атаки». Я разговаривал с одним таким заказчиком полиграфии. Его тезис меня обескуражил своей академичностью: «Нужно начинать рекламное давление на рынок пока не поздно. Пока все затихорились, есть шанс выделиться на общем фоне. Пусть это не увеличит продажи сейчас, но зато тебя заметят. Другого такого легкого способа отстроиться от конкурентов надо будет ждать до следующего кризиса 10 лет! А этот скоро закончиться и все начнут рекламную атаку». Единственный аргумент, который я смог противопоставить: «А Вы уверены, что кризис скоро закончится? Есть мнение, что это не кризис, а просто ступенька вниз. Подъема не будет. Все спустилось: и объемы заказов, и выручка, и прибыли, и зарплаты. Надо только приспособиться к новому статус-кво»

Так будет подъем вверх? Или будет еще одна ступенька вниз (прогнозируемое «второе дно»), или все останется на таком же уровне? Ответ покажет только время. Но уже видно поляризация в позициях. Кто-то действительно из игроков рынка перешел в атаку, кто-то (а их большинство) по прежнему снижает расходы и сидит в обороне. Кто-то продолжает демпинговать. А кто-то уже начал повышать цены, посчитав, что с такими ценами работаем «в убыток». Кто-то сокращает персонал до предела и уже не может физически выполнить часть заказов, а кто-то удерживает рабочих, чтобы сохранить свои технологические возможности в случае, если придет клиент со срочным заказом.

Но долго такая неустойчивая ситуация не может быть по общим принципам. Что-то должно произойти. Апокалипсис в полиграфии задерживается – обанкротившихся типографий пока не видно («никто не хотел умирать»): поставщики, стиснув зубы, выдерживают нарастание дебиторки, лизинговые компании пошли на реструктуризацию платежей, персонал готов работать за меньшие деньги, арендодатели снижают ставки. И компании продолжают работать, если не сказать жестче - агонизировать.

Но в воздухе витает тезис «объединения типографий». И теоретическое обоснование этому есть. Еще несколько лет назад эксперты утверждали, что пирамида, где наверху мало крупных полиграфических предприятий, в середине – среднее количество средних, а внизу много мелких, «потеряет свою форму». Она превратится в «песочные часы», когда наверху будет много крупных типографий, внизу много мелких специализированных, а в середине – мало средних. Средним при нынешней конкуренции не выжить. А кризис просто провоцирует ускорения процесса трансформации «пирамиды» в «песочные часы». Некоторые средние типографии уже настолько снизили свое штатное расписание, что их можно назвать небольшими. Им нужно только найти свою специализацию и «застолбить» ее в умах заказчиков. Если же кто-то захочет стать крупным – это сделать своими силами практически не реально. Поэтому превратиться в крупного можно только на волне объединений. Думаю, что нас ждут интересные события на этой плоскости.

У нас в городе уже был опыт таких экспериментов – типографии «Любавич» и «Моби Дик» создали свой союз в 2005 году. Я обратился с просьбой прокомментировать ситуацию директора типографии «Любавич» Максима Румянцева: «При объединении типографий действительно есть выигрыш в доходности. Это мы проверили на практике. Считаю, что сегодня без нескольких слияний не сохранить устойчивость рынка в нашем городе. К сожалению, в объединениях предприятий есть и сложности: совмещение разных корпоративных культур, стилей руководства, управленческих приоритетов, стратегий не проходит безболезненно. Все должно тщательно прописываться перед началом процесса. Иначе возникнут непонимания, обиды, недоразумения, конфликты. Мой совет - привлекать специалистов-консультантов, которые уже наработали тактику слияний и поглощений.

Выбор стратегии в сегодняшней ситуации – очень ответственное и болезненное дело. Может, утешит всех осознание того, что нам, полиграфистам, повезло, что мировой финансовый кризис разразился именно в 2008 году. После того, как стала появляться информация сколько печатных машин должно было завезено в наш город после DRUPы прошедшей зимой – волосы на голове седеют на глазах. Если бы финансовый кризис «задержался» и все эти девайсы появились и заработали, мы бы сначала испытали свой «полиграфический» кризис перепроизводства. Который «обрушил» бы рынок по ценам. А потом, подоспевший мировой спад, «шлефанул» бы ситуацию окончательно. И тогда отрасли настал бы полный апофигей. Так что счастливый случай оберег нас от двух ударов. К счастью всей отрасли (но не поставщиков, естественно) поставка этих машин отложилась на неопределенное время. Сейчас директора после ушата холодной воды не скоро вернуться к инвестиционным атакам. Но хватит ли ресурсов у типографий (особенно, эмоциональных), накопленных в прошлые годы, чтобы пережить сегодняшнюю ситуацию – неизвестно. Уже кризис длится достаточно долго, и депрессивные настроения скоро подойдут к критической черте».

Л. Кубланов


Вернуться назад

Наверх